воскресенье, 11 ноября 2012 г.

Главное – поставить цель


Для учителя нет большей радости, чем
видеть ученика, превзошедшего учителя.

Учить – значит вселять надежду.
Луи Арагон
Учитель – понятие круглосуточное.
Г.П. Фрумес

   День начинается в 6.00. Пробежка, завтрак для троих, подготовка к урокам, проверка электронной почты, школа. В ней я работаю 12 лет. Преподаю физическую культуру. В этой же школе учится мой сын, шестиклассник. Здесь же учились мои другие дети, в этом году закончившие 11 Б, химико-биологический класс. Старшие дети ушли, разъехались по 11 большим городам, а я осталась. Осталась, чтобы начать всё сначала, чтобы принять новых детей. Десять долгих лет жизни отдано этим детям. Это был мой первый выпуск, с которым я прошла от начала и до конца. У каждого учителя за плечами есть его гвардия, его птенцы, которых он взрастил, поставил на ноги, вложил в них свои надежды и отправил в долгий полёт. Мысленно постоянно разговариваю с ними…
Наверное, я что-то делала не так. Наверное, я слишком впустила этих детей в свою жизнь. Нужно было как-то по-другому, чтобы не приходилось быть инстанцией между детьми и родителями, между детьми и учителями, чтобы не быть в курсе всех подробностей и перипетий их личной жизни, чтобы оставалось хоть какое-то личное время…
    Много лет назад я была членом сборной Ростова-на-Дону по гандболу, училась в школе олимпийского резерва, жизнь подчинялась жесточайшему ритму: утренняя тренировка – учёба в экономическом лицее – вечерняя тренировка – домашнее задание по ночам. Часто были поездки на соревнования, я выпадала из учебного графика, но продолжала жить в заданном темпе, хотя всегда знала: спорт – это не главное. Главное – победа. Победа над собой, над жизненными обстоятельствами…Жизнь была полна счастья, била ключом: молодость, сила, вера в себя, в радужное будущее, в то, что я нашла своё предназначение – идти вперёд и добиваться побед.
     Случилось то, что часто случается в спорте – травма. Мечты об участии в олимпиаде были разрушены. Большой спорт для меня закончился.
      В минуту, когда жизнь, казалось, замерла, мне очень помогли слова моего тренера Белицкого С.А.: «Олимпийским чемпионом ты можешь не стать, но хорошим человеком стать обязан».
      Ну что ж, моей олимпиаде не суждено быть. Но для тысяч мальчишек и девчонок всё только начинается. Самый великий биатлонист современности Бьорндален сказал: «Самое интересное в спорте – это не победа. А путь, который к ней ведёт. Особенно самый последний отрезок этого пути, на котором нельзя сделать ни малейшей ошибки».  Начнём сначала. Не я – значит, другие… Наблюдение – отбор – диагностика – тренировки – психокоррекция – теория – диагностика – спортивные соревнования – тренировки – школьные олимпиады – региональные олимпиады – Всероссийская олимпиада – мимо… Ну что ж, поднажмём… У нас есть ещё год. И опять: вечер, в  школе тишина, и только мы с детьми из олимпийского резерва в изнеможении после долгой тренировки лежим на матах,  и Валерка Чегодарь стонущим голосом говорит: «Давайте ещё теорию повторим…». Через год он стал победителем Всероссийской олимпиады, был приглашён в сборную университета  Сургута и переехал в этот город.  А ещё через год в 2 часа ночи меня разбудил телефонный звонок. «Футбол или плаванье?»- спросил Валерка. «Футбол», - почти на автомате ответила я. Когда разговор об участии Чегодаря в очередной всероссийской олимпиаде с обсуждением уже полученных баллов закончился, сон не вернулся. До утра уже не могла заснуть, прикидывая Валеркины шансы на победу и выстраивая стратегию действий. «Учитель – понятие круглосуточное», - сказала когда-то наш методист Галина Петровна Фрумес. Я бы добавила : «… и пожизненное». Так случилось, не знаю, хорошо это или плохо, что я действительно стала круглосуточным учителем.  Мои дети, формально уже не мои,  звонят мне и просят моего совета в горе и в радости,  начиная разговор со слов: «Здравствуй, мама…» Услышав это обращение первый раз, я еле сдержала слёзы. Значит, не только мои дети были мне детьми, но и я им была мамой. Как и все мамы, я мечтаю, чтобы дети мои были счастливы. Для меня счастье заключается в том,  чтобы мои ученики нашли себя, свой путь.  «Зачастую обнаружить талант трудно. Но если это случится, смысл жизни у вас в руках: развивать, реализовывать, усиливать. Это, может быть, не сделает вас счастливыми, но приблизит вас к состоянию счастья настолько, насколько это вообще (для вас) возможно», - в одном из онлайн-интервью говорил Борис Стругацкий. Мне очень близка эта мысль. Свою задачу я вижу в том, чтобы перед каждым открыть его горизонты. Главное – поставить цель, внушить надежду.
    День заканчивается в 24.00

Комментариев нет:

Отправить комментарий